В электротехнических работах с целью обеспечения плавной регулировки напряжения переменного тока используются автотрансформаторы (ЛАТР). Они широко распространены в бытовой технике, а также довольно часто встречаются в различном оборудовании (в том числе и в строительном).
Отличительной особенностью автотрансформаторов является наличие двух обмоток, соединенных между собой напрямую. Благодаря такому прямому соединению обеспечивается двойная связь: электрическая и электромагнитная. Автотрансформаторы являются более эффективными, чем обычные трансформаторы. Это обуславливается частичным изменением мощности.
Виды автотрансформаторов
В зависимости от сферы применения, различают несколько типов автотрансформаторов:
1. ЛАТР-1. Используется при напряжении 127 В.
2. ЛАТР-2. Применяется при напряжении 220 В.
3. АДТ. Характеризуется мощностью 25 Вт, применяется редко, так как является устаревшей моделью.
4. ДАТР-1. Используется при слабом потреблении.
5. РНО. Такой прибор необходим при больших нагрузках.
6. АТЦН. Его используют в устройствах измерительного типа (в телеустройствах).
7. ВУ-25-Б. Применяется в защитных схемах с целью сглаживания вторичного тока.
Также автотрансформаторы классифицируются в зависимости от мощности. Они бывают малой и средней мощности (до 1 кВ и выше 1 кВ соответственно). Также есть и силовые варианты.
Сферы применения
Сегодня практически нет такой сферы деятельности, в которой бы не использовались автотрансформаторы. Они применяются в бытовых устройствах и промышленном оборудовании, в приборах связи. Без автотрансформаторов сейчас не обходится производственная сфера, коммунальное хозяйство, металлургия, нефтяная и химическая промышленность. Даже в образовательной сфере они являются незаменимыми, так как используются для демонстрации опытов на уроках химии или физики.
Особенности выбора автотрансформатора
При выборе такого устройства необходимо в первую очередь опираться на сферу применения. Например, для работы мощного промышленного оборудования потребуется одна модель, а для обеспечения автомобильной магнитолы питанием – совершенно другая.
Из числа главных критериев выбора автотрансформатора стоит выделить:
• мощность;
• напряжение питания;
• интервал регулировки (с повышением напряжения или с его понижением).
Что касается мощности устройства, то ее можно определить путем суммирования нагрузки всех потребителей. То есть мощность выбранного автотрансформатора должна быть хотя бы немного больше общей мощности всех потребителей.
Для домашней сети необходимо выбирать автотрансформатор на 220 В. Если же сеть имеет 3 фазы, то на 380 В.
Преимущества и недостатки автотрансформаторов
Такие устройства обладают высоким КПД, что является несомненным плюсом. Также они изготовляются довольно компактными и легкими, поэтому их можно перевозить с места на место. Кроме этого, преимуществом автотрансформаторов является их невысокая стоимость.
Но есть у этих устройств и недостатки: зачастую они применяются в схемах по типу «звезда». Нейтраль при этом заземляется. При соединении по другим схемам возникают неудобства, поэтому в основном они используются только со звездной схемой.
Также минусом является и отсутствие изоляции друг относительно друга в электрических цепях. Для обеих обмоток изоляция должна быть выполнена для высокого напряжения из-за наличия электрической связи обмоток.
Кроме этого, не допускается использование автотрансформаторов на 6-10 киловольт в виде силовых при уменьшении напряжения до 380 В. Причина заключается в том, что такое оборудование характеризуется открытым доступом, поэтому в случае аварии напряжение из первичной обмотки может попасть на вторичную.