Наверняка любой рядовой автовладелец, пару раз, столкнувшийся с проблемой затрудненного запуска двигателя в холодную погоду, дабы не наступить на те же грабли задумывался о замене старой аккумуляторной батареи. И вот, наконец, приехав на авторынок, начинает чесать затылок: предложение огромное, есть над, чем задуматься! Начнем издалека.
По ремонтопригодности аккумуляторы делятся на обслуживаемые (или ремонтопригодные), мало обслуживаемые и необслуживаемые. Первые из них встречаются в природе уже довольно редко, пик их выпуска приходится на застойное время, в период большого дефицита запчастей и комплектующих.
Внешне их можно узнать по эбонитовому корпусу и верхней части, выполненной из специальной мастики. Эти аккумуляторы хороши тем, что легко поддаются ремонту, можно, например, устранить внутреннее замыкание в банках.
Бывали случаи, когда одна аккумуляторная батарея при периодической замене внутренностей служила по несколько десятков лет! Однако у таких батарей есть и существенные недостатки. К примеру, эбонитовый корпус не отличается высокой прочностью и запросто может пострадать от незначительного удара, а мастика от внешних воздействий со временем теряет изоляционные свойства, в результате увеличивается саморазряд батареи. Кроме того, вряд ли современный водитель будет разбирать аккумулятор и там что-либо заменять.
Необслуживаемые же аккумуляторы вообще лишают водителей возможности что-либо с ними сделать - они имеют глухой закрытый корпус и не имеют заливных пробок. Видимо, они рассчитаны на совсем другие условия эксплуатации, с теплым климатом и высокой технической культурой обслуживания.
Наиболее распространены на рынке, мало обслуживаемые аккумуляторные батареи, вот о них-то и пойдет речь. При выборе такого аккумулятора нужно обратить внимание на то, что можно разглядеть невооруженным глазом, например, на пластины в специальных конвертах-сепараторах с мелкими порами. Такие сепараторы служат для предотвращения внутреннего замыкания при осыпании пластин. Также нужно обратить внимание и на пробки. Как правило, пробки выполняют с маленьким отверстием по центру - оно служит для снижения давления паров в банках во избежание взрыва аккумулятора. К сожалению, эти отверстия имеют свойство забиваться грязью. Желательно, чтобы в пробке был обратный клапан и полость для конденсации паров.
В продаже встречаются аккумуляторы сухозаряженные и залитые электролитом с завода. Сухозаряженный аккумулятор лучше подходит в том случае, если вы покупаете его заранее и не собираетесь устанавливать сразу же, поскольку у него больший срок хранения. Для того чтобы его подготовить к эксплуатации, необходимо в него залить электролит, который также можно приобрести в магазине, однако его качество может вызвать сомнение.
Заправленный же с завода аккумулятор хорош тем, что залитый в него электролит очень качественный и содержит много присадок, предотвращающих сульфатацию, осыпание пластин и т. д. Кроме того, прежде чем попасть на витрину, батарея проходит несколько этапов специальной зарядки и замеров параметров.
При покупке аккумулятора необходимо обратить внимание на его параметры, их несколько. Во-первых, номинальное напряжение, оно у всех одинаковое - 12 вольт. Вторым, и, пожалуй, основным параметром является его емкость, измеряемая в ампер-часах, говоря простым языком, емкость показывает «на сколько хватит» аккумулятора при интенсивном разряде. Можно сказать, что емкость практически напрямую влияет на стоимость батареи. Еще один немаловажный параметр батареи, который указывают в его характеристике - ток стартерного разряда. Чем он больше, тем больше вероятности, что стартер сможет с нужной скоростью провернуть двигатель и уверенно его запустить.
Вообще при выборе аккумуляторной батареи нужно стараться придерживаться рекомендаций завода изготовителя и ставить батарею той емкости, которая указана в инструкции по эксплуатации. Аккумулятор меньшей емкости будет плохо справляться с холодным запуском и, скорее всего, не отработает положенного ресурса.
Для аккумулятора большей емкости велика вероятность сульфатации пластин, поскольку он будет страдать от хронического не заряда. Да и не стоит прельщаться большим стартерным током - не рассчитанный на него агрегат может выйти из строя при холодном запуске. Поэтому для улучшения условий запуска целесообразней подойти к проблеме с другой стороны: например, заменив масло в двигателе или установив предпусковой подогреватель.